Как и у многих других народов, игры казахских детей и молодежи отражали половозрастное деление общества. Среди традиционных игрушек казахских детей есть игрушки, которыми предпочитали играть мальчики, и игрушки, которыми играли преимущественно девочки. Любимым занятием девочек 3–10 лет была игра с куклами, которых обычно они сами и делали из обмотанных тканью соломинок чия (песчаного тростника). Куклы были достаточно схематичны и очень редко имели обозначенное лицо. Запрет на обозначение лица куклы объяснялся тем, что антропоморфность изображения в традиционном сознании всегда ассоциировалась с представлениями о душе, которая, странствуя по миру, может вселиться в подходящее, похожее на человека изображение. Скорее всего, куклы с прорисованным или вышитым лицом появляются не ранее второй половины XIX века и отражают поздний этап в развитии традиционной казахской игрушки.
Лицо куклы почти всегда оставалось «пустым», но при этом ее костюм часто достаточно точно повторял реальный традиционный костюм человека. В зависимости от того, кого изображала кукла, это мог быть костюм ребенка, девушки, невесты, замужней женщины, мужчины и т. д. Куклы, изображавшие девочек и девушек, имеют прически — косички, сплетенные из конского волоса. Иногда костюм кукол прост, особенно если он повторяет повседневный костюм человека, но нередко отделка одежды кукол была достаточно сложной: праздничный головной убор куклы-невесты, молодой замужней женщины богато украшался цветными стеклышками, маленькими кусочками коралла, пуговицами, металлическими бляшками, полосками меха, перьями филина; само платье оторачивалось вышивкой, тканью другого цвета, фрагментами позумента. Шитье одежды для кукол становилось прекрасной практикой, несомненно, полезной для девочек в будущей взрослой жизни.
К сожалению, материалов XIX — первых десятилетий XX века по детским играм с куклами практически нет. По-видимому, суть игры состояла в воспроизведении сценок из обычной жизни семьи. В таком случае посредством игры с куклами девочки знакомились с основными правилами социального устройства жизни, принципами половозрастного деления традиционного общества, нормами традиционного этикета, практиковались в изготовлении и украшении одежды. В играх с куклами употреблялись и сопроводительные игрушки — имитации — кровати с постельными принадлежностями, модели мебели, маленькие войлочные ковры (текеметы), простые войлоки. вышитые занавесы. Игрушки из ткани и войлока, как и куклы, изготавливались самими девочками, иногда под руководством старших сестер, матери или бабушки, которые показывали им, как нужно держать иголку, какие швы применяются при вышивании тех или других вещей, как изготавливается войлок.
Таким образом, с ранних лет девочки в игровой форме приобщались к домашним ремеслам. В традиционной культуре казахов достаточно много совместных игр для детей и подростков обоих полов. Среди них игры «черный козленок», «собачий хвост», «слепой баран» и другие. Обычно девочки участвовали в играх с мальчиками не старше их возраста, так как совместная игра мальчиков с девочками младшего возраста часто была поводом для насмешек со стороны подростков, которые уже осознавали свою принадлежность к сильному полу и считали участие в играх с малолетними девочками позором для себя.
Одним из излюбленных развлечений детей было загадывание загадок, которые они нередко придумывали сами; дети с удовольствием слушали сказки, которые рассказывали взрослые, чаще всего бабушки. С 12–14 лет многие казахские дети уже сами рассказывали сказки младшим братьям и сестрам. Европейцы, познакомившиеся с устным народным творчеством казахов, были поражены способностью казахских детей и подростков за короткое время сложить песню, вспомнить подходящую к соответствующему случаю загадку, пословицу, сказку или тут же придумать их.
Молодые казашки и казахи предпочитали совместные игры, где молодые люди обоего пола пели песни, состязались в загадывании загадок, рассказывали смешные и поучительные истории. В летнее время молодые люди устраивали качание на качелях — алты бакан. Когда взрослые уезжали, оставляя молодых людей дома одних, то те, пользуясь случаем, устраивали посиделки для сверстников — бастангы. На угощение и увеселение приглашались как девушки (преимущественно), так и молодые парни (бозбалалар). Такие игры были не только развлечением, в них происходило общение и социализация детей и подростков.
Излюбленным времяпрепровождением молодых казашек была ночная охрана спящих животных. Дневной выпас овец считался черной и тяжелой работой — на эту работу отправляли только провинившихся женщин и девушек. Но зато на ночные бдения, которые не были сопряжены с физическими нагрузками, охотно собирались девушки со всего аула, к ним присоединялись и молодые люди. Всю ночь молодежь играла на музыкальных инструментах, пела песни.
Казахи большое внимание уделяли обучению своих детей. С ранних лет родители учили ребенка говорить, считать, называть предметы и их свойства. А как только ребенок осваивал речь, его учили песням, загадкам, скороговоркам, которые не только развивали память детей, но и помогали развитию интеллекта, давали ребенку элементарные представления о социальном устройстве общества, о кочевом хозяйстве, взаимоотношениях в семье. Хотя бы на несколько недель казахи стремились отдать детей на обучение мулле, счиатя это своим долгом перед детьми. Звание учителя было очень почетным среди казахов. Чаще учителями-муллами (молда) становились казахи из сословия ходжи либо сарты, татары. Далеко не каждый человек имел возможность нанять учителя для своих детей, но выручала традицонная казахская взаимопомощь. Часто один состоятельный казах нанимал учителя для детей всего аула, а остальные одноаульцы вносили за обучение своих детей небольшую плату. Иногда молда со своей семьей кочевал вместе с аулом до тех пор, пока в нем, учителе, была необходимость.
Обычно детей старались обучать с 7–8-летнего возраста. Но часто в юрте муллы собирались дети разных возрастов: все, кто имел возможность и желание обучаться письму, счету, чтению, религиозному закону. Мальчики и девочки обучались вместе, причем и телесным наказаниям за шалости подвергались одинаково. В пограничных районах, где проживало не только казахское, но и русское население, казахских детей нередко отдавали на обучение в русские школы. В городах существовали специализированные женские училища, куда поступить за плату могли только девушки из состоятельных элитных семей. И все же девочек обучали сравнительно реже, чем мальчиков. Как правило, им давали элементарное начальное образование — обучали первичным навыкам грамоты, письма и счета. Девочки из обычных семей были больше, чем мальчики, заняты по хозяйству, помогали матери ухаживать за младшими детьми и воспитывать их. Вос — питание девочки изначально было ориентировано на прививание ей приоритетов семейных ценностей. Главной задачей матери было подготовить свою дочь к предстоящей семейной жизни. Мальчику же, как полагали родители, образование больше пригодится в будущей жизни: ведь ему предстоит стать главой своей семьи, вести хозяйство, заключать сделки, решать семейные споры.
Однако нельзя забывать, что в традиционном обществе основная социализация детей — их приобщение к нормам хозяйственной и общественной жизни, к основным ценностным ориентирам этого общества — происходила в рамках семьи. Формы воспитания детей и передачи им необходимых жизненных навыков были различными. Дети с ранних лет наблюдали за повседневной жизнью семьи, за работой взрослых, их поведением в различных жизненных ситуациях, сами выступали в качестве помощников и участников в трудовом процессе. Большое значение в народной педагогике отводилось фольклору как одной из форм передачи традиционных знаний. К сожалению, тема детского казахского фольклора до сегодняшнего дня остается неразработанной.
Произведения устного народного творчества донесли до нас образы дев-воительниц — прекрасных наездниц, умелых в обращении с оружием, которые при необходимости могли защитить и себя, и свою семью, вступить в бой с врагом и одержать победу. Жениться на такой девушке было непросто — жених должен был доказать свое право на невесту в состязаниях с соперниками: в скачках, стрельбе из лука, борьбе. Нередко и сама невеста вступала в борьбу со своим женихом, и одолеть деву-богатыршу было по силам далеко не каждому мужчине. Зато победителя ждала награда: после замужества дева становилась верной и преданной женой своего мужа, мудрой советчицей и нежной матерью.
Этнографическая действительность не знает дев-воительниц, подобных легендарным богатыршам, но отголоски «амазонства» можно найти и в традиционном костюме, и в поведении казахских девушек и женщин.
С детских лет девочку учили держаться в седле, непринужденно общаться, быть сильной и ловкой. Девушка должна была уметь постоять за себя, проявив физическую выносливость в состязаниях и находчивость в музыкально-речевых поединках с юношами. Девочки нарав — не с мальчиками принимали участие в конных скачках (б? йге), а в конных состязаниях? ыз? уу — «догони девушку» они были основными участницами. Девушки охотились с ловчими птицами, уже в 14–15 лет укрощали и объезжали диких лошадей. К сожале — нию, этнографические материалы по участию казахских женщин в тра — диционных мужских состязаниях автору этих строк неизвестны, но, основываясь на сравнительных материалах по киргиз ской этнографии. можно с уверенностью сказать, что даже после замужества и рождения детей женщины принимали активное участие в военизированных развлечениях: в поединках на пиках, в верховой и пешей борьбе (аударыспа. аза? ша к? рес), в скачках, которые традиционно считались сугубо мужскими занятиями.
Женские состязания проводились не ради потехи зрителей, они были не менее серьезны, а подчас и более драматичны, чем мужские поединки. Женские состязания ни по правилам, ни по снаряжению участников не отличались от мужских. Конечно, далеко не каждая женщина принимала участие в подобных боях, но всегда находились отважные казашки, готовые отстоять честь своего рода. Встречались даже такие богатырши, которые не боялись бросить вызов мужчине и сразиться с ним наравне. Нужно заметить, что казахские женщины принимали активное участие в оборонительных действиях во время налетов на аулы с целью грабежа: «Они вооружались баканами (шестами с развилкой, которыми поднимают кошму в верхнюю часть конструкции юрты) …этим оружием казахские женщины умело управлялись, так как им часто приходилось пользоваться баканами при сооружении юрты… Неудивительно поэтому, что наиболее сильные и подготовленные женщины выступали даже в таких опасных соревнованиях, как фехтование на пиках».
Большое значение в воспитании детей традиционно играло старшее поколение — бабушка и дедушка со стороны отца. Именно старики являлись хранителями традиций семьи, они старались передать их молодому поколению. Старшие женщины семьи (бабушка, пожилые родственницы, чаще — вдова умершего брата или дяди главы семьи), уже не принимавшие активного участия в хозяй ственных работах, отдавали все свое свободное время подрастающим детям. Если женщины играли ведущую роль при воспитании мальчиков только до 5–6-летнего возраста, то при воспитании девочек ведущая роль старших женщин сохранялась до момента вступления девушек в брак. Первенцы в семье считались детьми свекра и свекрови. Усыновленные таким образом дети становились любимчиками бабушки и дедушки. Девочек баловали не меньше, чем мальчиков, а иногда и больше: нередко именно бабушка выступала инициатором освобождения девочки от тяжелых домашних работ, считая, что за свою будущую жизнь у свекрови девочка еще наработается и никто не знает, как сложатся ее отношения с родственниками мужа.
Уже с раннего детства, со времени первых совместных игр, и мальчики, и девочки объединялись в возрастные группы сверстников. Людей, входивших в одну возрастную группу, объединяли отношения материальной и духовной взаимопомощи: они помогали друг другу в беде, в хозяйственных работах, участвовали в совместных торжествах по поводу рождения ребенка, свадьбы. Такие возрастные связи людей примерно одного возраста сохранялись на всю жизнь. Особенно прочными были отношения между мужчинами. Девушки же после выхода замуж покидали родные края и разъезжались по селениям своих мужей. Но и там новые отношения между девушкой и ее новыми родственницами — как замужними, так и незамужними сверстницами и их подругами — складывались достаточно быстро. Сверстниц объединяли не только общие интересы, разговоры, но и обязанности в семьях. С возрастом эти обязанности изменялись. Девушка становилась молодой, затем — зрелой женщиной и, наконец, старухой. Переход в каждую возрастную группу сопровождался изменениями в костюме, прическе, поведении, а следовательно, и в статусе женщины. Сверстницы одновременно переходили в следующую возрастную группу и сохраняли свою сложившуюся еще в раннем возрасте общность одного биологического и социального возраста до конца жизни.