Узбекистан – страна с многовековой историей, его самобытная культура сложилась еще на заре цивилизации. Традиции народа – неоценимый опыт предков, дошедший из глубины веков. Соблюдение их всегда было долгом каждого, независимо от пола, возраста и социального статуса, ведь только ценя прошлое, человек может быть уверен в настоящем и спокойно смотреть в будущее.
Согласитесь, ведь все обряды и ритуалы имеют под собой абсолютно практический смысл, хоть и понимаем мы его, увы, не с первого раза.
Керамика. Производство глиняной посуды Средней Азии было одним из наиболее развитых сфер производства. Наиболее распространенные формы керамики были Поливная и сухая керамика, которые имели свои местные особенности. До сегодняшнего времени сохранились наиболее большие центры производства глиняной посуды, типа Риштан. Гиждуван, Самарканд ский – Гурумсарай, Ургут, Шахрисабз. и Ташкент.
Гравюра. Современные мастера, работающие с латунью и медью, изготавливают высококачественные гравированные изделия из этих металлов. Выдающимися мастерами этого дела являются мастера Бухары, которых отличает тонкость и богатство создаваемых образов.
Вышивка золотом . Традиционный центр этого вида ремесла находится в городе Бухара. Сегодня искусство вышивки золотом также популярно среди молодого поколения.
Вышивка . Традиционные центры вышивки сюзане расположены: в Нурате, Бухаре, Фергане, Ташкенте и Шахрисабз е. Молодое поколение проявляет большой интерес к этому виду искусства. Это, не случайно — чувствуя возможность практической реализации и материального эффекта в этом виде искусства, в людях как будто пробудилась творческая энергия, которая в свою очередь ведёт к процветанию многих видов традиционных искусств.
Производство ковров. В настоящее производство ковров в Узбекистан е развивается в 3х направлениях: ручной работы, заводское производство и частные предприятия. Мастера коврового производства, производят высококачественные ковры, независимо от места и вида производства. Древнее классическое производство узбекских и туркменских ковров, используют как главные образцы при создании ковров. Главной задачей производства ковров является воссоздание древних рисунков, создание новых образов хорошего качества ковровых изделий, и, прежде всего, — воссоздание технологии по восстановлению естественной ткани.
Шелководство. Возрождение шелководства связано с деятельностью фабрики «Едгорлик» в Маргилан е. Сегодня производство национальных тканей, типа атласа, хон-атласа, шакхи-бекасам и бахмаль полностью восстановлено. Также восстановлены древние традиционные образцы, и в то же самое время, специальное внимание обращено к восстановлению естественных красок.
Ювелирные изделия. В Узбекистан е искусство создания ювелирных изделий имеет давние традиции. Из века в век мастера (Заргар) создавали уникальные ювелирные изделия. Во второй половине 20-ого столетия ювелирные изделия стали производить индустриально, что привело к изменению и искажению традиционных форм украшений, при этом мастера отказались от некоторых видов технологии производства.
Ганч Резьба по ганчу является одним из уникальных и древних видов художественного ремесла Узбекистан а. Искусство резьбы по ганчу Центральной Азии, и в частности Узбекистан а, представляют по художественному стилю и специфике технического исполнения уникальную школу.
Свойство ганча к быстрому схватыванию, его плотная мелкопористая структура, прочность, чистый белый цвет определили его технические и художественные качества. Ганч, являясь сам по себе очень податливым материалом, обладает высокой пластической выразительностью.
В орнаментальном строе искусства резьбы по ганчу преобладали растительные и геометрические мотивы.
Настенная живопись. На территории Узбекистан а известна древняя и раннесредневековая настенная живопись и скульптурная резьба сюжетно-тематического характера, а также орнаментальная резьба и роспись. Начиная с IХ-Х вв. интенсивное развитие получает именно орнаментальная, цветочно-растительная полихромная роспись и рельефная резьба. Постепенно вырабатываются каноны орнаментальных форм и композиций, проверенные многовековой практикой народных мастеров, дошедшие до наших дней.
Наккоши — мастера орнаментальной росписи — обычно владели техникой архитектурной росписи по ганчу и по дереву одновременно. Замечательными мастерами настенной росписи были бухарские наккоши прошлого века.
Резьба по дереву. Играя значительную роль в архитектурном декоре Узбекистан а, резное дерево находило также широкое применение в изготовлении предметов обихода, подставок, сундучков для складывания одеял, шкафчиков, шкатулок, пеналов, нарядных низеньких столиков хан-тахта, национальных музыкальных инструментов, а также декоративных многогранных столиков, тумбочек, пользовавшихся большим спросом у европейского населения городов во второй половине XIX и в начале XX вв.
Для резьбы в Узбекистан е используются лучшие местные породы деревьев орех, чинара (платан), карагач (разновидность вяза), арча (можжевельник), шелковица, тополь, абрикос и др. Современные мастера используют также привозные породы, главным образом бук, дуб, сосну.
Пользуется известностью искусство мастеров Самарканд а, Ташкента, Хивы и других городов Узбекистан а.
Табакерки
Изготовление различных сосудов и других предметов быта из тыквы, нередко с оригинальной художественной отделкой, существует у многих народов мира. В Узбекистан е из тыквы также изготавливают различные предметы, но особенную популярность завоевали носковок-табакерки, которые выделываются из специально выращенных тыквянок.
Игрушки. Мелкая пластика в керамике Узбекистан а представлена традиционными игрушками сказочно-зооморфного содержания, статуэтками, жанровыми сувенирами, очень популярными в народе. Увидев керамические игрушки хоть раз — забыть их невозможно.
Небольшой, но очень своеобразной отраслью художественной обработки металла в Узбекистан е является искусство изготовления ножей с остроконечным лезвием, которое вкладывается в кожаный футляр, украшенный металлическими накладками, вышивкой, аппликацией, росписью. Такие ножи называют гулдор пичок, что означает — нарядный, разукрашенный нож. Формы их разнообразны.
Из старинных центров по производству художественных ножей сохраняют свое значение Чуст в Ферганской долине и Хива в Хорезм е.
Ткани. Искусство оформления художественных тканей Узбекистан а — поистине выдающееся явление народного искусства. Оно сочетает в себе удивительным образом высокие традиции древнего народного искусства с живым ощущением современности. В искусстве оформления тканей, как в замечательной летописи, отразились исторические периоды его сложной многовековой истории, запечатлелось творчество многих тысяч талантливых мастеров и художников.
Медно-чеканные изделия были издавна популярны среди местного населения. Кроме утилитарного значения ценились их декоративные качества — чеканная медная посуда выставлялась на полках открытых встроенных шкафов как часть декоративного убранства жилого помещения.
Наибольшей известностью пользовались изделия бухарских и хивинских чеканщиков, отличающиеся красотой и пластичностью формы, строгостью и отработанностью мотивов орнамента, глубиной чекана.
национальные игрушки стран мира