Кныш О. И. педагог дополнительного образования Государственного учреждения дополнительного образования «Клецкий центр детского творчества»
Пояснительная записка
Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное для детей произведение искусства.
Появившись многие тысячелетия назад, кукла не только не утратила своей актуальности, но, пережив несколько этапов своего развития, превратилась в предмет глубокого научного исследования. Всё это свидетельствует о высоком интересе к теме кукол со стороны современного человека. Характер, самобытность, национальные черты, традиции – все воплотила в своем образе эта красавица, которую по праву можно назвать образом нации.
Изготовление кукол – увлекательное и полезное занятие, которое нравится детям. Выполненные своими руками куклы можно дарить своим друзьям, родным, знакомым, украшать интерьер дома, кабинета.
Ведущей идеей создания программы «Чароўныя лялькі» стал интерес к изучению истории возникновения и применения кукол в быту и при проведении семейных и обрядовых праздников.
Свобода творчества – основной принцип реализации программы, в ходе которой предоставляется огромная возможность самостоятельной разработки учащимися творческих эскизов одежды для кукол и составления целостных сюжетных и тематических композиций.
Организационные условия реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения для детей младшего и среднего школьного возраста.
На освоение программы отводится 144 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 2 часа.
Численность учебной группы – 12-15 чел.
В программу включен содержательный материал по изготовлению кукол из ниток, обрядовых кукол, кукол-оберегов, сувенирных текстильных кукол, кукол в белорусском костюме с использованием вышивки. Учащиеся знакомятся с историей народной куклы, с разновидностями обрядовых и обереговых кукол, с белорусским народным костюмом и вышивкой, разнообразием современных текстильных кукол.
В течение учебного года, по мере углубления специальных знаний и навыков, практическая деятельность по изготовлению кукол усложняется, повышается самостоятельность учащихся.
Процесс обучения в кружке предполагает индивидуальный подход, который дает возможность учащимся выбрать оптимальную траекторию освоения программы, исходя из собственных психофизических и возрастных особенностей.
Цель программы. создание благоприятных условий для развития у учащихся художественно-эстетического вкуса посредством приобщения их к занятиям в кружках художественного профиля.
образовательные:
- познакомить учащихся с различными видами кукол, с особенностями и разновидностями белорусского национального костюма, с традиционной для Беларуси вышивкой орнамента для украшения одежды, народными традициями;
- обучить основным приемам работы с текстильными материалами, навыкам вышивки белорусского орнамента;
- обучить умениям и навыкам изготовления кукол разных видов;
развивающие:
- развивать творческие способности, эстетический вкус учащихся;
- развивать образную и зрительную память, мелкую моторику рук, пространственное мышление;
воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению белорусских народных, культурных, бытовых традиций и обрядов, любовь к родной культуре, родному краю;
- формировать культуру труда и общения;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Материально-техническое обеспечение
Для занятий кружка требуется помещение с хорошим дневным и вечерним освещением, что способствует удачному подбору цветов при изготовления изделия. Необходимыми требованиями к оснащению кабинета является наличие источника водоснабжения, настенной доски.
Рабочие места должны быть организованы так, чтобы учащиеся сидели, не стесняя друг друга.
В процессе деятельности целесообразно познакомить учащихся с правилами безопасной работы с ножницами, иглой, клеем и другими инструментами, приучить их к аккуратности, соблюдению порядка на рабочем месте, экономии материалов. Педагог дополнительного образования проводит инструктаж по технике безопасности с записью в журнале.
Гигиена органов зрения – важный фактор сохранения здоровья учащихся. Каждые 15-20 минут работы нужно делать перерывы для выполнения упражнения для глаз.
Материалы, инструменты и приспособления
Для работы понадобятся: набивочный материал (вата, синтепон, поролон; различные виды тканей (хлопчатобумажная, трикотажное полотно, мешковина); тесьма, кружева для отделки; проволока для каркаса; пуговицы; бисер, бусинки; набор игл разной величины; нитки катушечные разных цветов; нитки: суровые, шерстяные, мулине; напёрсток; ножницы; пассатижи; пинцет и палочки для набивки игрушки; карандаши; линейка; ластик; картон; альбом для рисования; копировальная бумага; шариковые ручки; портновские булавки; клей ПВА, «Момент».
национальные игрушки народов россии